Преподобного отца нашего Афанасия Афонского и обретение честных мощей преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского
Обязанности человека-христианина по отношению к душе состоят в том, чтобы он имел попечение об усовершенствовании ее сил и способностей, и преимущественно главных — ума, воли и сердца. По отношению к уму христианин должен первее всего приобрести чистое и точное познание о Боге и Спасителе своем. Вместе с этим познанием он должен усвоить себе все истины веры, раскрытые и изложенные учением Церкви. Затем христианин не должен чуждаться для систематического образования своего ума и других наук, служащих для этой цели и полезных в общежитии. Наряду с умственным образованием, христианин должен заботиться и о развитии своей нравственной стороны, причем он обязан утверждать свою волю в правилах благочестия и приобретать навык в христианских добродетелях, в чем главное назначение наше: Сия бо есть воля Божия, святость ваша...— говорит нам слово Божие.
Но умственное и нравственное образование человека может быть прочным и живым только тогда, когда оно будет вытекать из сердца, очищенного в своих чувствах и стремлениях и направленного к Богу. Поэтому долг христианина — дать такое настроение своему сердцу, по которому оно было бы свободно от всякого пристрастия к предметам земным и тленным и было бы одушевлено чистейшею любовью к Богу: Не любите мира,— говорит Иоанн Богослов,— ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская... похоть очима и гордость житейская. Такая чистота и возвышенность сердца не иначе может достигаться, как под условием усвоения себе святейших истин Божественного учения, при созерцании величественных явлений природы и при облагораживании души лучшими произведениями искусства, способными возбуждать чистые ощущения в сердце. Вследствие правильного развития ума и истинно эстетического образования сердца у христианина должен развиваться и нравственный характер, то есть такая твердость и стойкость воли, чтобы ничто не могло отвлечь его от благочестивого подвига, если он истинно полезен, угоден Богу и спасителен, чтобы для него было нравственно невозможно жить иначе, а не так, как велит нравственный закон и как предписывает Евангелие. Тогда только все наши усилия, все образование, как умственное, так и нравственное, все заботы сердца будут у нас обращены на то, чтобы образовать из себя человека Божия, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготовав. В этом — сущность и направление самоусовершенствования.
Святитель Иустин Полянский