Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы во Влахерне
Самопознание есть основание истинной и правильной жизни: Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Оно необходимо христианину для исправления себя, для успешного действования на пути к спасению, для выполнения обязанностей пред Богом и ближним. «Сподобивыйся уведети себе, лучший есть сподобившагося уведети Ангелов»,— говорит святой Исаак Сирин о важности самопознания. Предметом нашего самопознания могут быть общие свойства человеческой природы, ее настоящее состояние, цель и достижение ее во Христе, но по преимуществу мы должны знать свои личные свойства и свое внутреннее состояние. Это необходимо иметь для того, чтобы добрые расположения и склонности усиливать и развивать, а худые подавлять и исправлять. Для приобретения этого столь нужного нам познания о себе мы тщательно должны обращать внимание на то, какие мы питаем в себе мысли, чувствования и желания и какие предметы по преимуществу занимают нашу душу и к чему она особенно расположена. Кроме собственного наблюдения за собою, важным пособием к приобретению точного о себе познания могут быть и суждения о нас других людей, как расположенных, так и нерасположенных к нам, слово Божие и писания святых отцов, где ясно изображается, каков человек есть и каков он должен быть, а главное — усердная молитва к Богу, дающему человеку познание и разум к познанию себя, о чем молился пророк Давид: Искуси мя, Боже, иувеждъ сердце мое: истяжимя, и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен. Самопознанию противоположны нравственное неведение и беспечность о себе. Мы видим много людей, которые вовсе не имеют познаний о себе и живут изо дня в день, подобно бессловесным животным. Виновны в этом и люди неразвитые, простолюдины, как имеющие возможность приобрести, по крайней мере, необходимые и существенные познания о себе, тем более виновны в неведении и беспечности о себе люди образованные.
Святитель Иустин Полянский