Святых чудотворцев и бессребреников
Космы и Дамиана в Риме мучившихся
Любовь христианина к самому себе должна быть чужда самолюбия и эгоизма, во всем ищущего своих выгод и приобретений, всем себя предпочитающего, но должна быть любовь чистая, правильная, основанная на любви к Богу и имеющая целью славу Бога и спасение ближних. Такая любовь основанием своим имеет то, что Творец вдохнул в нас чувство любви к себе, так что это чувство в нас есть самое первое, необходимое. Первый и главный предмет любви Божией есть Он Сам для Себя. Это же чувство Бог запечатлел и в человеке как в Своем образе и подобии. Истинная любовь к себе самому сообразна, во-первых, с любовью к Богу, потому что она стремится к тому, чтобы раскрыть в человеке богоподобные силы и способности, усовершенствовать их и возвысить так, чтобы человек представлял собой по возможности подобие Христово,— человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины; во-вторых, она сообразна с любовью к ближним, потому что истинная любовь общительна до того, что готова принести в жертву саму жизнь свою за ближнего, когда это угодно Богу. В этом общении с ближним заключаются собственное благо и счастье каждого христианина.
Святитель Иустин Полянский
(1 Кор. 6:20 — 7: 12; Мф. 14: 1-13). Дошёл слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? — Совесть. От неё не спрячешь бессовестных дел, суда её ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоил себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила своё, и речей её не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет перечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времён и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло — не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски — естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.
Святитель Феофан Затворник