Православний календар
21 травня 2022 року (8 травня ст.ст.)
Поста нет Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450).Прпп. Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских. Мч. Никифора (1942). Собор новомучеников в Бутове пострадавших. |
Во óно же врéмя возложи́ И́родъ цáрь рýцѣ озлóбити нѣ́кiя и́же от цéркве, уби́ же Иáкова, брáта Иоáннова, мечéмъ: и ви́дѣвъ, я́ко гóдѣ éсть Иудéемъ, приложи́ я́ти и Петрá: бя́ху же днíе опрѣснóчнiи: егóже и éмь всади́ въ темни́цу, предáвъ четы́ремъ четвери́цамъ вóиновъ стрещи́ егó, хотя́ по пáсцѣ извести́ егó къ лю́демъ. И ýбо Петрá стрежáху въ темни́цѣ: моли́тва же бѣ́ прилѣ́жна бывáемая от цéркве къ Бóгу о нéмъ. Егдá же хотя́ше егó извести́ И́родъ, въ нощи́ тóй бѣ́ пéтръ спя́ междý двѣмá вóинома, свя́занъ желѣ́знома ýжема двѣмá, стрáжiе же предъ двéрьми стрежáху темни́цы. И сé, áнгелъ Госпóдень предстá, и свѣ́тъ возсiя́ въ хрáминѣ: толкнýвъ же въ рéбра Петрá, воздви́же егó, глагóля: востáни вскóрѣ. И спадóша емý ýжя желѣ́зная съ рукý. Речé же áнгелъ къ немý: препоя́шися и вступи́ въ плесни́цы твоя́. Сотвори́ же тáко. И глагóла емý: облецы́ся въ ри́зу твою́ и послѣ́дствуй ми́. И изшéдъ вслѣ́дъ егó идя́ше и не вѣ́даше, я́ко и́стина éсть бы́вшее от áнгела, мня́ше же видѣ́нiе зрѣ́ти. Прошéдша же пéрвую стрáжу и вторýю, прiидóста ко вратóмъ желѣ́знымъ, вводя́щымъ во грáдъ, я́же о себѣ́ отверзóшася и́ма: и изшéдша преидóста стóгну еди́ну, и áбiе отступи́ áнгелъ от негó. И пéтръ бы́въ въ себѣ́, речé: ны́нѣ вѣ́мъ вои́стинну, я́ко послá Бóгъ áнгела своегó и изъя́тъ мя́ изъ руки́ И́родовы и от всегó чáянiя людíй Иудéйскихъ. |
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. |
Глагóлаше ýбо Иисýсъ къ вѣ́ровавшымъ емý Иудéомъ: áще вы́ пребýдете во словеси́ моéмъ, вои́стинну ученицы́ мои́ бýдете: и уразумѣ́ете и́стину, и и́стина свободи́тъ вы́. Отвѣщáша и рѣ́ша емý: сѣ́мя Авраáмле есмы́, и никомýже рабóтахомъ николи́же: кáко ты́ глагóлеши, я́ко свобóдни бýдете? Отвѣщá и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ творя́й грѣ́хъ рáбъ éсть грѣхá: рáбъ же не пребывáетъ въ домý во вѣ́къ: сы́нъ пребывáетъ во вѣ́къ: áще ýбо Сы́нъ вы́ свободи́тъ, вои́стинну свобóдни бýдете: вѣ́мъ, я́ко сѣ́мя Авраáмле естé: но и́щете менé уби́ти, я́ко слóво моé не вмѣщáется въ вы́: áзъ, éже ви́дѣхъ у Отцá моегó, глагóлю: и вы́ ýбо, éже ви́дѣсте у отцá вáшего, творитé. Отвѣщáша и рѣ́ша емý: отéцъ нáшъ Авраáмъ éсть. Глагóла и́мъ Иисýсъ: áще чáда Авраáмля бы́сте бы́ли, дѣлá Авраáмля бы́сте твори́ли: ны́нѣ же и́щете менé уби́ти, человѣ́ка, и́же и́стину вáмъ глагóлахъ, ю́же слы́шахъ от Бóга: сегó Авраáмъ нѣ́сть сотвори́лъ: вы́ творитé дѣлá отцá вáшего. Рѣ́ша же емý: мы́ от любодѣя́нiя нѣ́смы рождéни: еди́наго Отцá и́мамы, Бóга. Речé же и́мъ Иисýсъ: áще Бóгъ Отéцъ вáшъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте ýбо менé: áзъ бо от Бóга изыдóхъ и прiидóхъ: не о себѣ́ бо прiидóхъ, но тóй мя́ послá: |
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. |
Толковая Библия профессора А.П. Лопухина
Христос говорил с особой силой убеждения, и Его слова были так действенны, что многие из Его слушателей-иудеев уверовали в Него и, конечно, чем-нибудь заявили о происшедшей в их сердцах перемене. Но к этой группе иудеев Господь обращается с увещанием стать на самом деле Его учениками. Недостаточно, если они будут выражать только согласие с Его учением, нужно всю свою жизнь и мышление направить по указанному Христом пути. Нужно, чтобы они познали истину, возвещаемую Христом, во всем ее объеме, тогда они действительно будут свободны.
«Истина сделает вас свободными». Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, которое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины.