Православний календар
19 травня 2022 року (6 травня ст.ст.)
Поста нет Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 до Р.Х.).Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Прп. Михея Радонежского (1385). Прп. Иова Почаевского (1651). Мч. Варвара, бывшего разбойника (IX). |
Отвéрзъ же пéтръ устá, речé: пои́стиннѣ разумѣвáю, я́ко не на лицá зри́тъ Бóгъ, но во вся́цѣмъ язы́цѣ боя́йся егó и дѣ́лаяй прáвду прiя́тенъ емý éсть: слóво, éже послá сынóмъ Изрáилевымъ, благовѣствýя ми́ръ Иисýсъ Христóмъ: сéй éсть всѣ́мъ Госпóдь: вы́ вѣ́сте глагóлъ бы́вшiй по всéй Иудéи, начéншiйся от Галилéи, по крещéнiи, éже проповѣ́да Иоáннъ: Иисýса, и́же от назарéта, я́ко помáза егó Бóгъ Дýхомъ святы́мъ и си́лою, и́же прóйде благодáтелствуя и исцѣля́я вся́ наси́лованныя от дiáвола, я́ко Бóгъ бя́ше съ ни́мъ: и мы́ есмы́ свидѣ́теле всѣ́хъ, я́же сотвори́ во странѣ́ Иудéйстѣй и во Иерусали́мѣ: егóже и уби́ша, повѣ́шше на дрéвѣ. Сегó Бóгъ воскреси́ въ трéтiй дéнь и дадé емý явлéну бы́ти, не всѣ́мъ лю́демъ, но нáмъ свидѣ́телемъ преднаречéннымъ от Бóга, и́же съ ни́мъ ядóхомъ и пи́хомъ, по воскресéнiи егó от мéртвыхъ: и повелѣ́ нáмъ проповѣ́дати лю́демъ и засвидѣ́телствовати, я́ко тóй éсть нарѣчéнный от Бóга судiя́ живы́мъ и мéртвымъ: о сéмъ вси́ прорóцы свидѣ́телствуютъ, оставлéнiе грѣхóвъ прiя́ти и́менемъ егó вся́кому вѣ́рующему въ óнь. |
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. |
Пáки же и́мъ Иисýсъ речé, глагóля: áзъ éсмь свѣ́тъ мíру: ходя́й по мнѣ́ не и́мать ходи́ти во тмѣ́, но и́мать свѣ́тъ живóтный. Рѣ́ша ýбо емý фарисéе: ты́ о себѣ́ сáмъ свидѣ́телствуеши: свидѣ́телство твоé нѣ́сть и́стинно. Отвѣщá Иисýсъ и речé и́мъ: áще áзъ свидѣ́телствую о себѣ́, и́стинно éсть свидѣ́телство моé: я́ко вѣ́мъ, откýду прiидóхъ и кáмо идý: вы́ же не вѣ́сте, откýду прихождý и кáмо грядý: вы́ по плóти сýдите, áзъ не суждý никомýже: и áще суждý áзъ, сýдъ мóй и́стиненъ éсть: я́ко еди́нъ нѣ́смь, но áзъ и послáвый мя́ Отéцъ: и въ закóнѣ же вáшемъ пи́сано éсть, я́ко двою́ человѣ́ку свидѣ́телство и́стинно éсть: áзъ éсмь свидѣ́телствуяй о мнѣ́ самóмъ, и свидѣ́телствуетъ о мнѣ́ послáвый мя́ Отéцъ. Глагóлаху же емý: гдѣ́ éсть Отéцъ твóй? Отвѣщá Иисýсъ: ни менé вѣ́сте, ни Отцá моегó: áще мя́ бы́сте вѣ́дали, и Отцá моегó вѣ́дали бы́сте. Сiя́ глагóлы глагóла Иисýсъ въ газофилакíи, учя́ въ цéркви: и никтóже я́тъ егó, я́ко не ý бѣ́ пришéлъ чáсъ егó. |
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы су́дите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. |
Толковая Библия профессора А.П. Лопухина
С 12-го до 59-го стиха излагается беседа Господа с иудеями, в которой Он раскрывал значение Своей деятельности. Беседа эта разделяется на три части.
В первой части Господь возвещает, что Он есть свет миру, и когда фарисеи начинают оспаривать Его свидетельство о Себе, Христос доказывает истинность Своего свидетельства тем, что Он знает, откуда пришел и куда идет и что Он судит не по плоти. Затем Христос ссылается на свидетельство Отца, так что получается вполне достаточное с точки зрения закона число свидетелей, двое – Он Сам и Отец (стихи 12–20).
Во второй части Христос объявляет о Своем удалении от иудеев, причем указывает на неспособность иудеев понять Его учение (стихи 21–29).
Наконец, в третьей части Он обращается к верующим в Него с увещанием пребывать в истине, которая сделает их свободными. Неверующим же иудеям Христос показывает, что они не Авраамовы и тем более не Божии дети, но чада диавола. Тут же Христос возвещает, что соблюдающий слово Его не увидит смерти вовек и что Он был прежде Авраама, каковое заявление возбудило против Него взрыв ярости со стороны иудеев, после чего Господь ушел из храма (стихи 30–59).